Химия 9 класс (вопросы на экзамен)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и
главных подгрупп в зависимости от атомного (порядкового) номера.
• Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атомов (на примере натрия, алюминия).
Характерные физические и химические свойства металлов.
• Задача. Какой объем и количество вещества азота (моль) израсходуется
при взаимодействии с водородом объемом 672 л?
• Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева, строение атомов (на примере углерода, азота,
кислорода, фтора). Отличие физических свойств неметаллов от металлов.
Взаимодействие неметаллов с простыми веществами (на примере реакций
соединения серы с металлами, водородом и кислородом).
• Задача. Определите, kакое количество вещества водорода получится, если
в реакцию вступили натрий и вода массой 3,6 г?
• Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, их
сходство и различие.
• Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей.
• Простые и сложные неорганические вещества, их состав и классификация.
• Задача. Какой объем оксида углерода (IV) выделится при н. у. в
результате взаимодействия соляной кислоты массой 7,3 г и карбоната
натрия?
• Взаимосвязь между классами неорганических веществ.
• Классификация химических реакций.
• Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
• Задача. Какая масса оксида углерода (IV) образуется при взаимодействии
карбоната кальция с раствором соляной кислоты с массовой долей 8,3% и
массой 100 г?
• Реакции ионного обмена. Условия их протекания до конца. Отличие
реакций ионного обмена от окислительно-восстановительных.
• Кислоты. Химические свойства кислот. Взаимодействие с металлами,
основными оксидами, основаниями, солями (на примере серной или
хлороводородной кислот).
• Задача. Вычислите массовую долю кислорода в карбонате кальция СаСО3.
• Амфотерные гидроксиды (на примере гидроксида цинка или алюминия).
Взаимодействие их с кислотами, щелочами, разложение при нагревании.
• Задача. Какой объем кислорода (н. у.) образуется при разложении
бертолетовой соли (КСlO3) массой 24,5 г? Известно, что кроме кислорода
образуется хлорид калия.
• Основания, их классификация. Химические свойства щелочей:
взаимодействие с оксидами неметаллов и кислотами.
• Понятие аллотропии. Аллотропные видоизменения кислорода.
• Соли угольной кислоты: карбонаты натрия, калия, кальция, их
практическое значение. Распознавание карбонатов.
• Задача. Какое количество вещества алюминия (моль) образуется при
восстановлении 20,4 г оксида алюминия водородом?
• Оксиды, их классификация и химические свойства (отношение к воде,
кислотам, щелочам).
• Строение атома: ядро, электронная оболочка. Химический элемент. Схемы
строения атомов на примере химических элементов третьего периода.
• Натрий, его положение в периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома. Физические и химические свойства;
взаимодействие с неметаллами, водой.
• Задача. Какую массу оксида углерода (IV) необходимо взять для
получения 2 моль карбоната кальция?
• Углерод, его положение в периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома, аллотропные видоизменения углерода.
Оксиды углерода.
• Задача. Какая масса хлорида железа (III) образуется при взаимодействии
хлорида железа (II) с 4 моль хлора?
• Кальций, его положение в периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома. Физические и химические свойства;
взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.
• Железо, его положение в периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, взаимодействие с серой, хлороводородной кислотой,
растворами солей.
• Водород, его положение в периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома и молекулы, физические и химические
свойства, получение, применение.
• Задача. Какой объем кислорода и воздуха (н. у.) потребуется для
сжигания 448 л метана СН4?
• Вода, ее состав, строение молекулы, физические и химические свойства
(разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, серы (IV)). Основные
загрязнители природной воды, очистка природных и сточных вод.
• Аммиак, состав его молекулы, физические и химические свойства
(отношение к воде, кислороду, кислотам), применение.
• Воздух, его состав. Основные загрязнители атмосферы и способы их
устранения.
• Задача. Вычислите, какой объем ацетилена С2Н2 (при н. у.) образуется в
результате взаимодействия с водой 100 г технического карбида кальция
(СаС2), содержащего 4% примеси. Уравнение реакции процесса: СаС2 + 2Н2О
= Са(ОН)2 + С2Н2.
• Круговорот химических элементов в природе (на примере одного из
элементов: углерода или кислорода). Роль живых существ в круговороте
химических элементов.
• Экологические проблемы, связанные с производством серной кислоты, и
способы их решения.
• Получение металлов из оксидов с помощью восстановителей: водорода,
алюминия, оксида углерода (II). Роль металлов и сплавов в современной
технике.
• Задача. Определите количество вещества осадка гидроксида меди (II),
образующегося при взаимодействии хлорида меди (II) и 10 г раствора
гидроксида натрия, с массовой долей 8%.