Литература 9 класс (вопросы на экзамен)
• «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма.
• Герои рассказа М. Горького «Макар Чудра».
• Стихи А. А. Блока о Родине. Чтение наизусть одного из них.
• Басни И.А.Крылова. Русский национальный колорит басен.
• Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг человека во имя людей.
• «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от
ума». Чтение наизусть отрывка из комедии.
• Стихотворения А.С.Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них.
• Герои произведений А.П. Платонова (на примере одного рассказа).
• А.С.Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них.
• Стихотворения С.Л. Есенина о Родине. Чтение наизусть одного из них.
• Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Чтение наизусть отрывка из
поэмы.
• Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль
повести.
• А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа
«Береги честь смолоду».
• Сатирические стихотворения В.В.Маяковского. Чтение наизусть одного из
них (или отрывка).
• Стихи А.С.Пушкина о природе. Чтение наизусть одного из них.
• Идейный смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
• Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Чтение наизусть
отрывка из романа.
• Великая Отечественная война в русской прозе (на примере одного
произведения).
• Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна. Чтение наизусть
отрывка из романа.
• Человек и природа в русской прозе XX века (на примере одного
произведения).
• Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова» с устным народным творчеством.
• Духовная красота героев В.П.Астафьева (на примере одного
произведения).
• Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из
стихотворений.
• Произведение В.Г.Распутина, которое вы прочитали, его идейный смысл.
• М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Обзор романа.
• Стихи М.И.Цветаевой о Москве. Чтение наизусть одного из них.
• Идея гуманизма в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
• Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образы помещиков. Человеческие типы.
• А.Т.Твардовский. «Василий Теркин». Образ солдата-героя. Чтение
наизусть отрывка из поэмы.
• Живая Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
• Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия.
Патриотическое звучание повести.
• Стихотворения А.Т.Твардовского о войне. Чтение наизусть одного из них.
• Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей.
Значение авторских ремарок.
• «Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра.
• Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
• Расскажите о пьесе А.Н.Островского, которую вы прочитали.
Охарактеризуйте главных действующих лиц.
• Тема поэта и поэзии в лирике В.В.Маяковского. Чтение наизусть отрывка
из его стихотворения.
• Расскажите о произведении И.С.Тургенева, которое вы прочитали.
Охарактеризуйте главных героев.
• Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного из
стихотворений.
• Н.С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра.
• Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть
одного из стихотворений.
• Стихи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета о природе. Чтение наизусть одного из
стихотворений.
• Герои рассказов В.М.Шукшина (на примере одного рассказа).
• Произведение Ф.М.Достоевского, которое вы прочитали, его идейный
смысл, главные герои.
• Стихотворения С.А.Есенина о природе. Чтение наизусть одного из них.
• Тематика и герои юмористических рассказов А.П.Чехова (на примере
двух-трех рассказов).
• Основные мотивы лирики А.В.Кольцова или И.С.Никитина. Чтение наизусть
одного из стихотворений.
• Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина,которую вы прочитали. Реальное и
фантастическое в сказке.
• Современная авторская песня (на примере двух-трех произведений).
• Гражданская лирика Н.А.Некрасова.Чтение наизусть одного из
стихотворений.
• Основные темы и идеи современной публлцисти-ки (на примере одного-двух
произведений).
• «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской
литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли.
• Прославление Родины, просвещения в одах М.В.Ломоносова (на примере
одной из них).
• Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине в
произведениях Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, Д.И.Фонвизина (на примере
произведения одного из авторов — по выбору учащегося).
• «Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение ч победа в борьбе с миром
Фамусова. Чтение наизусть одного из монологов Чацкого или Фамусова.
• «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из
стихотворений.
• Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во
дворянстве».
• Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина.Чтение наизусть одного из его
стихотворений.
• Гуманистический смысл трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» (победа
истинной любви над предрассудками и враждой).
• Любовная лирика А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из его
стихотворений.
• Защитники «века минувшего» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Чтение наизусть одного из монологов Фамусова.
• Романтический герой произведений Дж.Г.Байрона (на примере одного
произведения).
• Общая характеристика главного героя одного из произведений
А.С.Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный
смотритель».
• Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика.
• Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые
души»(на примере одного-двух из них).
• Подвиг человека на войне (по одному или нескольким произведениям о
Великой Отечественной войне).
• Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа
А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.
• Ваш ровесник в современной литературе (по одному или нескольким
произведениям).
• Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина
«Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа.
• Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова.Чтение
наизусть одного из его стихотворений.
• Образ русского солдата в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
• Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Сложность
патриотического чувства поэта («Бородино», «Прощай, немытая Россия»,
«Родина» и др.) Чтение наизусть стихотворения «Родина».
• Тема и идея рассказа К.Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»
• Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с
другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и
Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).
• Один из рассказов А.Грина (по выбору учащегося): сюжет, герои, смысл
рассказа.
• «Мертвые» и живые души в поэме Н.В.Гоголя.
• «Мертвые души» Н.В.Гоголя.Смысл названия и своеобразие жанра.
• Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества
(сказка, былина, песня).